Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральный музей таможенной службы

Лукьянов Д.М. Создание 1-й и 2-й очередей ЕАИС в экстремальных условиях

Опубликовано: 1 февраля 2021 13:32

Лукьянов Дмитрий Михайлович,  академик РАЕН,  заместитель  директора ГНИВЦ  ГТК России по науке (1990 –2002), начальник отдела статистики  внешней торговли Комиссии  Таможенного Союза (2010 - 2013), полковник таможенной службы в отставке, эксперт Госдумы РФ (с 2015 года)

"Создание 1-й и 2-й очередей ЕАИС в экстремальных условиях"

Статья повествует о событиях 1990 – 2002 годов, активным участником которых довелось быть автору при создании и внедрении информационных технологий 1-ой и 2-ой очередей Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенной службы России.

Постановлением СМ СССР от 15 октября 1988 года № 1203 был принципиально повышен административный статус Таможенной службы. Вместо Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли (МВТ) СССР было создано Главное управление Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР (ГУГТК СССР).

Государство отказывалось от монополии внешней торговли и вместо «чемоданного контроля» ему был нужен современный таможенный контроль за ввозом и вывозом товаров по принятым в мировой практике правилам Всемирной торговой организации (WTO) и Всемирной таможенной организации(WCO).

Реализация этих весьма сложных правил согласно мировому опыту была принципиально невозможна без применения самых современных компьютерных информационных технологий и создания соответствующего Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) таможенной службы как государственного органа, ответственного за их разработку, внедрение и эксплуатацию на всей таможенной территории страны.

Хотя Постановление СМ СССР от 15 октября 1988 года № 1203 и предусматривало создание ГНИВЦ ГУГТК СССР, он был создан лишь 19 марта 1990 года приказом № 53. Причина была проста – 17 месяцев искали финансирование будущих работ и подходящие кадры для дирекции ГНИВЦ.

Руководитель ГУГТК  СССР  В.К. Бояров лично подбирал команду будущей дирекции ГНИВЦ, способную на пустом месте и в рекордные сроки сделать «с нуля» Единую автоматизированную информационную систему таможенной службы.

Ему, конечно, было известно, что в развитых западных странах такие системы разрабатывались и внедрялись по 20 - 30 лет. Нам отводилось не более 10 лет.

Любопытно, что на тот момент в Таможенной службе СССР было всего 22 ПЭВМ на 11000 таможенников СССР, а для будущего ГНИВЦ не было ни здания, ни компьютеров, ни кадров, ни линий связи. В России тогда вообще не было никаких профессиональных телекоммуникационных сетей общего пользования (PUBLIC NET), охватывающих всю таможенную территорию и базирующихся на международных стандартах.

Уже в ходе создания ЕАИС обнаружился еще один крайне неприятный фактор. Адаптируясь под экономические реформы 1990-х годов, таможенная служба ежегодно издавала около 1000 приказов и 1500 распоряжений. Из них примерно треть меняла таможенные правила и требовала еженедельных доработок и рассылки в таможни новых версий программных средств и нормативно-справочной информации. Этот «спринт» не прекращался десятилетиями.   

Никто тогда и не мог знать полного состава задач (информационных технологий) будущей ЕАИС, очередности их разработки и внедрения, поскольку новые и неожиданные задачи возникали в ходе бурных рыночных реформ экономики России.

Можно лишь восхищаться дальновидностью Коллегии ГУГТК СССР от октября 1990 года, принявшей следующие судьбоносные решения:

  1. Считать главным приоритетом таможенной службы создание в кратчайшие сроки ЕАИС как основы для успешного выполнения всех остальных её задач.
  2. Считать первоочередными задачами ЕАИС разработку и внедрение информационных технологий:

- ведения и регламентной публикации таможенной статистики внешней торговли государства;

- контроля за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей в госбюджет;

- обеспечения инспекторского состава таможен унифицированными автоматизированными комплексами для таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств в соответствии с единым товарным классификатором (ТН ВЭД) и едиными правилами тарифного и нетарифного регулирования.

Таким образом, дирекция и будущий коллектив ГНИВЦ были поставлены в экстремальные условия, напоминающие сплав по горной реке, где за каждым поворотом таилась неизвестность.

Заранее скажу, что в 2000 году в день празднования 10-летия ГНИВЦ «отец современной таможенной службы» В.К. Бояров констатировал, что ГНИВЦ со всеми поставленными задачами по созданию ЕАИС успешно справился.

Такая же оценка работы дирекции и коллектива ГНИВЦ была дана  Государственной межведомственной экспертной комиссией Роскоминформа при Президенте России (1994 – 1995 гг.). Комиссия приняла в эксплуатацию 1-ю очередь ЕАИС ГТК России, подтвердив ее высокий научно-технический уровень и необходимость создания 2-й очереди ЕАИС.

 25 апреля 1995 года эксперты статистических департаментов МВФ и ООН признали, что в России таможенная статистика внешней торговли соответствует международным стандартам, а в 1996 году положительную оценку разработок ЕАИС дал эксперт Всемирной таможенной организации (WCO).

 В апреле 2005 года Статистический комитет ООН отметил наградами авторский коллектив ФТС России, создавший комплекс информационных технологий ЕАИС по ведению и публикации Таможенной статистики внешней торговли России.

Доверие к качеству данных ЕАИС выразило более двух десятков министерств и ведомств России, заключивших с ФТС России межведомственные договоры на получение информации из этой системы.

Исходя из факта успешного создания 1-ой очереди ЕАИС руководство ГТК России 21 июля 1997 года утвердило «Техническое задание на создание 2-й очереди ЕАИС таможенных органов Российской Федерации».

Сводный перечень информационных технологий 1-й и 2-й очередей ЕАИС, реализованных ГНИВЦ в период 1990 – 2002 годов показан в Таблице.

 

пп

Реализованные информационные технологии ЕАИС

Год

1.

Ведение, актуализация и регламентная рассылка в таможенные органы обновлений справочников и классификаторов Единой системы нормативно–справочной информации (НСИ) таможенной службы России.

1990-2002

2.

Контроль за делопроизводством и своевременным исполнением поручений Руководства ГТК РФ и Правительства РФ (АИС «УКИД» на основе гипертекстовой технологии).

1993-2000

3.

Ведение и публикация ежеквартальной и ежегодной статистики внешней торговли России.

1995

4.

Подготовка ежемесячной экспресс-информации по профилирующим товарам российского экспорта и импорта для ведомств и Правительства России.

1994-1995

5.

Подготовка оперативной статистической аналитики для руководства ГТК России и Правительства России (на основе OLAP– технологии и Oracle Express ).

1997-2000

6.

Ведение сопоставительной (зеркальной) статистики внешней торговли России со странами – контрагентами с учетом данных Статистического комитета ООН.

1998

7.

Подготовка данных региональной статистики внешней торговли субъектов Российской Федерации.

1995-1997

8.

Ведение таможенной статистики неторгового оборота РФ (АИС «Статистика-ТПО»).

1998-1999

9.

Анализ экономической эффективности ставок таможенных тарифов.

1998

10.

Информационный контроль за правильностью декларирования таможенной стоимости.

1997-1998

11.

Контроль за таможенным оформлением автотранспорта физических и юридических лиц включая:

-таможенное оформление паспортов транспортных средств;

- ведение таможенной статистики по оформленному автотранспорту

(Автоконтоль-Т, Автоконтроль-Р, Автоконтроль – К).

1998

12.

Автоматизированная система контроля за доставкой товаров (АСКДТ) по процедуре внутреннего таможенного транзита. (Впервые в отрасли массово внедрено шифрование и электронная подпись в обмене сообщениями таможенных органов).

1995

13

Контроль за доставкой ввозимого автотранспорта.

1999

14.

Розыск вагонов, недоставленных по процедуре таможенного транзита на основе прямого информационного взаимодействия ОКДТ таможен с ГВЦ РЖД.

1998

15.

Контроль за наличием, движением и реализацией конфиската.

1991-1995

16.

Контроль за фактическим предоставлением и использованием таможенных льгот.

1994-1996

17.

Централизованный контроль за правильностью начисления и полнотой поступления таможенных платежей в госбюджет России.

1995-1997

18.

Контроль за ликвидацией задолженности по таможенным платежам.

1995-1997

19.

Система экспортного таможенно–банковского валютного контроля.

1996

20.

Система импортного таможенно–банковского валютного контроля.

1997

21.

Система валютного контроля за бартерными операциями.

1998

22.

Контроль за применяемостью таможенных режимов.

1998-2000

23.

Ведение таможенной статистики по участникам ВЭД - нарушителям таможенных правил ( "БК – ИНФОРМ" ).

1998

24.

Получение оперативной аналитики по нарушителям таможенных правил удаленными правоохранительными подразделениями таможенных органов («БК– ИНФОРМ-ПОИСК», «БК-АНАЛИЗ»).

1999

25.

Автоматизированный комплекс программных средств таможенного оформления и контроля в неторговом обороте (АРМ ТПО-Т, «Достоверность ТПО-Т», «АРМ ТПО-Р», «АРМ ТПО–У»).

1997-1998

26.

Автоматизированный комплекс таможенного оформления и контроля, в торговом обороте и ведения НСИ (АРМ-ТИ, АРМ «Достоверность»).

1991-

2000

27.

Автоматизированные системы таможенного контроля и оформления, в торговом обороте («АИСТ – М», «АСТО», «АИСТ-РТ21»).

1997-1998

28

Контроль за перевозкой товаров с применением карнетов АТА.

1998-1999

29.

Контроль за фактическим вывозом экспортируемых товаров.

1998-1999

30.

Учет и контроль за оборотом акцизных марок («Марка-К», «Марка-Р», «Марка-Т»).

1997-1999

31.

Контроль за перемещением энергоносителей («АСОИ КПЭ» для Энергетической таможни и ее структур в таможнях).

1998-2000

32.

Учет наличия и контроль движения кадров в таможенных органах.

1998- 2000

33.

Оперативный мониторинг ввоза импортных товаров для руководства ГТК России (на основе адаптации программного комплекса БК –ИНФОРМ и БК-ИНФОРМ-ПОИСК пунктов № 23 и24).

2001-2002

35.

Сбор и анализ данных по судебной практике таможенных органов.

1997-2000

36.

Информационное обеспечение управления внешними связями ГТК России.

1998-2000

З7.

Управление финансовой деятельностью таможенных органов ( 1-я очередь АП «Финансы»).

1998-2002

38.

Контроль за пенсионным обеспечением таможенных органов.

1998 - 2000

39.

Контроль за тыловым обеспечением таможенных органов (АИС «Капстроительство, ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры»).

2000-2002

40.

Информационный обмен с МСАТ(Женева) по контролю доставки

(транзита) товарных партий  автоперевозчиками по процедур Конвенции МДП 1975 года         

1996

 

Итог напряженной работы ГНИВЦ и всех таможенных органов по созданию и внедрению ЕАИС отражает диаграмма, взятая из доклада председателя ГТК России А.Е. Жерихова на Расширенной Коллегии по итогам 2004 года («Таможня», №5(124), 2005 г.).

Из диаграммы видно, что в период с 1991 по 2004 гг. доля таможенных платежей в доходной части Федерального бюджета России выросла в 4 раза (с 9.7% до 41.6%).

  1. Успех пришел по следующим причинам:

1.1. Твердая позиция руководства ГТК РФ по обеспечению финансирования и всесторонней поддержки работ по созданию ЕАИС, включая постройку и оснащение всего за 1 год здания ГНИВЦ, массовую закупку новейшей вычислительной техники для ГНИВЦ и таможенных органов, оплата обучения в России и за рубежом персонала ГНИВЦ и его региональных отделов.

1.2. На всех этапах создания ЕАИС дирекция ГНИВЦ могла рассчитывать на внимание и помощь наших кураторов в руководстве ГТК России, таких как: Л.А. Лозбенко, В.Ф. Кругликов, В.Г. Драганов, С.М. Беков, В.И. Мещеряков, А.А. Каульбарс, Г.М. Ануфриев, В.А. Крутских. Особо ценна была их защита от аппаратных игр, отвлекавших ГНИВЦ от напряженной работы.

Всестороннюю помощь по становлению и обустройству ГНИВЦ оказал начальник Технического управления ГУ ГТК СМ СССР Евгений Иванович Зыкин.

1.3. Дирекции и специалистам ГНИВЦ удалось установить хороший деловой контакт и взаимопонимание с руководителями практически всех управлений Центрального аппарата и региональных таможенных управлений. Они на деле оценили умение ГНИВЦ быстро, творчески и качественно выполнять порученные задачи.

1.4. Немалую роль сыграли высокая квалификация, большой административный и производственный опыт самой дирекции ГНИВЦ:

- директор ГНИВЦ Ю.А.Чеботов обладал врожденными лидерскими качествами, руководил коллективами крупных вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП), имел большой опыт административно-хозяйственной деятельности;

- заместитель директора ГНИВЦ по производству Н.В. Сагиров и главный инженер Ю.Д. Буров пришли в ГНИВЦ с аналогичных должностей в известных в СССР крупных государственных предприятий;

- заместитель директора ГНИВЦ по науке к. т. н. Д.М. Лукьянов, выпускник Физтеха (МФТИ), руководил научными коллективами при выполнении ответственных государственных проектов в крупных НПО, защитил диссертацию. Имел около 100 научных трудов. Именно на него и возлагались обязанности по разработке ЕАИС «с нуля».

1.5. Соисполнителями разработок ЕАИС были также высококвалифицированные специалисты с производственным опытом: д.э.н. Ю.В. Жуков (директор «НТЦНТ»),  д.т.н. В.М. Поликанов (директор "Инток-М"), к.т.н. Ю.М. Сайгин (директор «РДТЕХ»), бывший начальник Белгородского отдела НИИ Космического приборостроения А.В. Чопенко (директор «Контакт - Софт - М»), к.т.н. В.О. Рубанов и А.В. Рубанов (директора "Совам Телепорт" и  "Коминфор"), д.э.н. Т.А. Краева – руководитель Учебного центра  при ГНИВЦ, Председатель правления "ЭКСИ-банка"- П.С. Копанева. к.т.н. В.О. Рубанов и А.В. Рубанов (директора «СовамТелепорт» и «Коминфор»), д.э.н. Т.А. Краева (директор Учебного центра при ГНИВЦ), председатель банка «ЭКСИ-банка» П.С. Копанева.

1.6. Стратегически правильным было решение базировать весь программный комплекс ЕАИС на Единой системе НСИ (системе справочников и классификаторов ЕАИС), обеспечившей совместимость и преемственность программных средств при любых последующих модернизациях.

1.7. Было сразу принято решение применять во всех таможенных органах единый состав программных средств, удешевлявшее их внедрение, модернизацию и освоение.

1.8. Стратегически верным было решение об организации Региональных отделов ГНИВЦ (РО ГНИВЦ), резко ускорившее проверку, отладку и внедрение программных средств ЕАИС в таможнях и постах, а также обучение местных кадров в регионах.

Прямое подчинение РО ГНИВЦ Москве придавало им дополнительный административный вес и позволяло твердо проводить единую техническую политику ГНИВЦ в регионах.

1.9. При создании ЕАИС было решено соблюдать все советские ГОСТы на создание АСУ, хотя с 1991 года они стали не обязательными.

На их основе ГНИВЦ (М.В. Ляховский ) разработал и утвердил «Стандарт предприятия» - правила проектирования, внедрения и сдачи в эксплуатацию программных средств и подсистем ЕАИС. Соблюдение этого стандарта жестко контролировал созданный в 1992 году и действующий  сейчас «Фонд алгоритмов и программ ЕАИС», без сдачи в который полного комплекта оригиналов разработанной технической и программной документации ЕАИС никакая работа не оплачивалась.

1.10. В 1993 году при ГНИВЦ был создан Учебный центр (директор - д.э.н. Т.А. Краева), обеспечивший массовое обучение таможенников новым программным средствам и информационным технологиям ЕАИС.

1.11. ЕАИС проектировалась как совокупность вертикальных, горизонтальных и смешанных информационных технологий ЕАИС, а не   «коллекция АРМов», как до сих пор думают некоторые «знатоки» ЕАИС.

Примером вертикальных информационных технологий ЕАИС являются все виды сбора статистики, а примерами горизонтальных - контроль таможенного транзита, контроль режима временного ввоза – вывоза товаров, контроль режимов переработки, контроль фактического вывоза товаров и т.п. Пример смешанных информационных технологий ЕАИС – все виды таможенно – банковского валютного контроля.

АРМы подобно станкам на конвейере могли стоять удаленно (на таможенных постах, в таможнях, в РТУ, в ГНИВЦ, в банках), решая единую задачу и обмениваясь данными нужного формата в процессе функционирования конкретной информационной технологи ЕАИС. Однако в планово-договорных документах обычно фигурировали АРМы. Так их проще было финансировать и сдавать в ФАП.

1.12 .Успех ЕАИС во многом обязан тому, что к апрелю 1995 года удалось создать на всей таможенной территории России Единую ведомственную телекоммуникационную сеть за счет объединения частных и государственных региональных телекоммуникационных сетей в едином виртуальном адресном пространстве по международным стандартам.

Такое объединение технически обеспечили к.т.н. В.О. Рубанов и А.В. Рубанов (директора «СОВАМ ТЕЛЕПОРТ» и «КОМИНФОР») и начальники отделов ГНИВЦ - Е.В. Селивони, В.М. Светушкин, Е.В. Смирнов.

В этой сети впервые в Таможенной службе России  было массово внедрено шифрование и электронная подпись при обмене сообщениями таможенных органов. Всю ключевую документацию для этого готовил и рассылал в таможенные органы отдел Информационной безопасности ГНИВЦ (начальник - В.М. Светушкин).

1.13. Создание, надежное хранение и аналитическую обработку гигантских баз данных ЕАИС обеспечило применение высокопрофессиональной, промышленной СУБД ORACL, OLAP-технологии и программных продуктов Oracle Express. Их широкое применение в России началось только через 7 лет.

1.14.  Как и везде в России - в ГНИВЦ «кадры решали все».

Директор Ю.А. Чеботов принимал специалистов на работу только после подробной  личной беседы. Поэтому случайных и никчемных людей в  его коллективе не было.

Набору грамотных кадров помогало и удачное расположение здания ГНИВЦ в Москве на площади трех вокзалов. Поэтому в ГНИВЦ всегда было много специалистов из промышленных центров Подмосковья. Однако многим из них пришлось уволиться при переезде ГНИВЦ в новое здание на Филях в 2002 году – далеко стало ездить.

В ГНИВЦ четко работал Профком (председатель - Т.А. Дударева), обеспечивший сотрудников и их детей путевками, матпомощью и прочим. В самые трудные 1991 - 1993 годы сотрудникам ГНИВЦ выдавались даже талоны на обед в столовой ГТК России больших и малых номиналов, в шутку именуемых "чеботы " и "дудари" соответственно.

Для особо ценных специалистов директору удавалось "выбивать" квартиры.

О корпоративной солидарности коллектива ГНИВЦ говорит и тот факт, что уже 30 лет он регулярно собирается на День таможенника Российской Федерации, день рождения директора, юбилеи и т.п.

1.15. Руководство ГТК России систематически финансировало обучение специалистов ГНИВЦ и его региональных отделов в России и за рубежом. В частности, мне довелось в 1990 году вместе с будущими руководителями управлений ГТК России учиться таможенному делу на спецкурсах Евросоюза в  Брюсселе, а после них стажироваться в таможенной службе Англии  и  ее компьютерном департаменте. Все это помогло созданию ЕАИС.

  1. Остановлюсь на особо значимых и памятных событиях:

2.1. Прежде всего, памятна выдающаяся личность «отца современной таможенной службы» В.К. Боярова. До прихода в службу мне довелось в 1990 году несколько раз с ним беседовать. Впечатляла его дальновидность и глубина понимания проблем создания ЕАИС.

Показался сначала удивительным, но оказался пророческим его запрет Техническому управлению вмешиваться в деятельность ГНИВЦ. За 20 лет работы довелось пережить несколько начальников «технических управлений», отвлекавших ГНИВЦ от напряженной работы ненужной перепиской и аппаратными играми.

2.2. Первыми информационными технологиями, которыми было поручено заниматься ГНИВЦ в 1991 – 1993 годах оказались:

- контроль за делопроизводством и своевременным исполнением поручений Правительства РФ и руководства ГТК России (работа инициирована  начальником  канцелярии ГТК России  - В.А. Матвеевой);

- контроль за наличием, движением и реализацией конфиската (работа инициирована Финансово–экономическим управлением ГТК России).

Для первой задачи по гипертекстовой технологии для канцелярии  Центрального аппарата была сделана Автоматизированная информационная система  АИС «УКИД–1.0» (к.т.н. В.С. Щепин от ГНИВЦ, д.т.н. Ю.П. Калинин от ЗАО «Ньютрэйд»), а также версии "УКИД-Р" и "УКИД-М"  для канцелярий РТУ и таможен.

Внедрение АИС «УКИД–1.0»  в Центральном аппарате ГТК России увеличило  до 90 - 95% долю документов, своевременно исполненных сотрудниками. В других ведомствах этот показатель был тогда намного ниже.

По второй задаче были сделаны программные комплексы для таможен, РТУ и ГТК России («Конфискат-Т», «Конфискат-Р» и «Конфискат-К»), позволяющие собирать, контролировать и анализировать данные о наличие конфиската в таможнях, а также учитывать доходы от его реализации.

В начале 1990-х годов это было крайне важно потому, что из доходов от продажи конфиската финансировалась почти вся компьютеризация таможенной службы России.

2.3. Впервые статистику внешней торговли СССР на основе ГТД, полученных от таможен,  безуспешно попытался выпустить Госкомстат СССР в 1989 году. Подвело качество ГТД, не поддающееся машинной обработке.

В начале 1992 года, пытаясь выдать опытный вариант статистики внешней торговли, ГНИВЦ тоже обнаружил ошибки в 95% ГТД, поступивших из таможен.

Было три вида ошибок: нарушения установленного формата электронной записи ГТД; несоответствия значений полей в такой записи штатным значениям в справочниках и классификаторах Единой системы НСИ, а также наиболее опасные - семантические (смысловые) ошибки.

Самым смешным примером семантической ошибки было обнаружение в статотчете за 1991 год записи о вывозе из СССР 2000 обезьян! На самом деле  из Сухумского питомника вывезли всего 2 обезьяны! А еще «000» случайно добавил уставший оператор при набивке данных.

Стало понятно, что придется  обязательно проверять наличие таких смысловых ошибок по каждому из тысяч товаров ТН ВЭД. Силами экспертов это сделать было нельзя. Пришлось конструировать и включать в АРМ «Достоверность» сложные алгоритмы семантического контроля на основе методов «искусственного интеллекта». Алгоритмы форматно-логического контроля ошибок первых двух типов были включены в АРМ ТИ (А.В. Чопенко, В.А. Верзунов, О.Н. Хмара , В.В. Поздняков от «Контакт–Софт– М»), которыми были оснащены все таможни и посты.

Посредством АРМ «Достоверность» (д.э.н. О.В. Жуков, П.Н. Гулин «НТЦНТ») в обязательном порядке контролировалось наличие всех 3-х типов ошибок во всех массивах электронных копий ГТД, собираемых в ГНИВЦ по вертикали: «пост - таможня – РТУ – ГНИВЦ».

Кроме того, силами РТА, МГИМО и ряда коммерческих структур было организовано массовое обучение квалифицированных декларантов, а также создание для них различных  вариантов АРМ «Декларант», совместимых с АРМ ТИ по форматам и НСИ. Первый удачный образец АРМ «Декларант» создала по заказу ГНИВЦ команда «Шереметьевских» разработчиков под руководством К.И. Бирюкова. Этими мерами к началу 1993 года доля ошибочных электронных ГТД на входе в ГНИВЦ снизилась с 95% до 0.5%. Можно было делать статистику!

Методику формирования статистики внешней торговли России в соответствии с международными правилами подготовил первый начальник Управления статистики и анализа А.Ф. Лисов (в прошлом - заместитель Торгпреда СССР во Франции).

В итоге 25 апреля 1995 года в ГТК России официально (под телекамеры) презентовал первый годовой сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за 1994 год».

Основной вклад в создание программного комплекса посистемы ЕАИС «Статистика» внес талантливый коллектив «НТЦНТ» (д.э.н. О.В. Жуков, к.т.н. Ж.А. Кожака, В.В. Васильев, а также начальники отделов ГНИВЦ - В.С. Заварзин, Г.И. Щербаков и Н.И. Соловьева).

Аналитическим программным комплексом «Аналитика» занимались к.т.н. Ю.М. Сайгин («РДТЕХ»), а также Г.В. Каширский и Е.Н. Суслина от ГНИВЦ.

Статистика внешней торговли является экономическим лицом любой страны, без нее нельзя рассчитать платежный баланс государства, получить международные кредиты и инвестиции, оценить емкость товарных рынков.

2.3. Уникальный опыт создания такой статистики позволил автору этой статьи (в то время начальнику отдела Статистики внешней торговли Комиссии Таможенного союза) в 2010 - 2013 годах впервые создать   и утвердить на  Комиссии таможенного союза Методику ведения внешнеторговой статистики этого союза  и начать официальную публикацию бюллетеней «Внешняя торговля товарами государств – членов Таможенного союза».

Автоматизированную информационную систему для формирования этой статистики разработали в 2011 – 2013 годах коллектив «Контакт–Софт–М» (А.В. Чопенко, Г.В. Каширский, Ю.Н. Безбородов, И.А. Черкашнев) и сотрудники моего отдела: А.А. Лосев, к.ф-м.н. И.Ю. Сухарев, к.т.н. С.А. Антошкин .

АИС имела простую и эффективную систему аналитической обработки и выдачи любых «гибких запросов», не уступающую по своим возможностями комплексу «Аналитика», созданному по OLAP-технологии в ФТС России.

Выпуск бюллетеней внешнеторговой статистики Таможенного союза был отмечен Почетной Грамотой председателя Комиссии Таможенного союза академика С.Ю. Глазьева.

2.4. В начале октября 1994 года Правительство РФ в 2 раза увеличило план по сбору таможенных платежей в госбюджет на 1995 год. На вопросы руководства ГТК России был логичный ответ: от границы до внутренних таможен из 10 грузовиков доходят 4 – 5. Сделайте, чтобы доходило 8 - 10 грузовиков, тогда и выполните план!

В октябре 1994 года ГНИВЦ было приказано разработать и внедрить к 1 мая 1995 года во всех таможнях «Автоматизированную систему контроля за доставкой (транзитом) товаров (АСКДТ)». Всего за 6 месяцев ГНИВЦ пришлось экстренно:

- создать телекоммуникационную сеть для обмена данными, необходимыми для  контроля таможенного транзита, подключив к ней все таможни и  РТУ, Центральный аппарат ГТК России и ГНИВЦ;

- впервые в отрасли защитить шифрованием и электронными подписями массовый круглосуточный обмен данными между отделами контроля доставки товаров (ОКДТ) таможенных органов;

- создать и внедрить «с нуля» программные комплексы для ОКДТ  таможенных органов,  задействованных в АСКДТ;

- в течение 4 месяцев обучить персонал ОКДТ всех таможенных органов профессиональной работе в АСКДТ, приняв у каждого личные зачеты на натурном стенде Учебного центра ГНИВЦ.

АСКДТ была создана за 6 месяцев и введена в эксплуатацию 30 апреля 1995 года телеграммой заместителя председателя ГТК РФ С.М. Бекова, проработала 15 лет.

Аналогичную систему в Евросоюзе (NCTS) создавали более 10 лет!

С созданием АСКДТ доля товарных партий, доставленных от пограничных таможен  до таможен назначения, в итоге возросла с 40 - 50% до 98.85% (Журнал «Таможня», №5, 2005г., стр.22-23), вдвое увеличив собираемость таможенных платежей в федеральный бюджет России.

В работе участвовали от ГНИВЦ Д.М. Лукьянов, Е.В. Смирнов, В.М. Светушкин, Л.А. Пристенская, Е.В.Селивон; от ГУОТК - А.В. Галактионов, О.В. Бегинин, Н.Г. Рыбкина, К.Г. Глухенький; от «Коминфор» - А.В. Рубанов, В.О. Рубанов; от «Бастонь» - П.Н.Горов, В.Н. Шибко.

Успешное создание АСКДТ в таможенной службе России явилось весьма неприятным сюрпризом   для многих зарубежных автоперевозчиков,     массово нарушавших правила международной  Конвенции МДП 1975года.  Прежде всего, оказалась неплатежеспособной   "Гарантийная система"  ("Страховой  пул")  Конвенции МДП, обязанная  компенсировать ГТК России  потери таможенных платежей  от недоставки товаров. Сотни зарубежных трайлеров,  не доставивших товарные  партии  в таможни  назначения  были  поставлены на штрафстоянки до выплаты на счета  ГТК России компенсаций за потери таможенных платежей. Международному союзу автомобильного транспорта (МСАТ, Женева) пришлось объясняться с руководством ГТК России, заново создавать "Гарантийную систему" и много лет платить валютой ГНИВЦ за ежедневные сводки о фактической доставке товаров в таможни России по процедуре Конвенции МДП.

Тут же возникшее желание некоторых европейских стран получать с МСАТ аналогичные платежи  натолкнулось   на неспособность  их таможенных служб ежедневно давать  в Женеву данные о фактической доставке  товарных партий с той же  достоверностью  (98 - 99 %), какую  уверенно обеспечивали   таможенные органы и ГНИВЦ  ГТК России.

 Деньги МСАТ  с разрешения  руководства  ГТК России расходовались на закупки новейшей вычислительной  и телекоммуникационной техники.

Телекоммуникационная сеть, реализованная при создании АСКДТ, использовалась для многих других информационных технологий ЕАИС, в том числе при контроле временного ввоза и вывоза по карнетам АТА, при всех видах таможенно-банковского валютного контроля, при контроле фактического вывоза товаров, при сборе разнообразной статистики и т.п.

2.5. С 1996 года по заданию Правительства РФ начала создаваться (АСТБВК) - Автоматизированная система таможенно–банковского валютного контроля (по экспортным, импортным и бартерным операциям), охватывающая Центробанк, 2500 коммерческих банков России, Управление валютного контроля ГТК РФ, ГНИВЦ, отделы валютного контроля таможен.

Например, задача экспортного валютного контроля состояла в том, чтобы экспортная валютная выручка российских экспортеров не оседала за рубежом, а возвращалась в банки России.

Для создания АСТБВК всего за 8 месяцев специалистам ГНИВЦ потребовалось:

- вникнуть в реальное устройство банковской системы, прослушав лекции в ВЭБ;

- соединить между собой телекоммуникационной сетью Центробанк, ГНИВЦ, отделы валютного контроля (ОВК) РТУ и 126 таможен и ОВК 2500 коммерческих банков;

- защитить шифрованием и электронной подписью обмен сообщениями между  этими абонентами телекоммуникационной сети;

- создать технологически связанные программные комплексы системы валютного контроля для ОВК таможен, РТУ, ГНИВЦ и банков;

- обучить по одному специалисту из  ОВК 2500 банков работе с банковским программным комплексом и регламенту ежедневного обмена информацией с ОВК ГНИВЦ.

ОВК таможен, ежедневно получая из ГНИВЦ сводки об объемах невозврата экспортной валютной выручки местными экспортерами, были обязаны принимать к ним законные меры и отчитываться об этом в ГТК России.

Успеху этой работы способствовало:

- наличие телекоммуникационной сети, реализованной при создании АСКДТ;

-уникальная технология ООО «Коминфор» для массового удаленного подключения к сети сотен абонентов;

- опыт создания и надежной эксплуатации гигантских баз данных, накопленный ГНИВЦ при создании статистики внешней торговли.

Создание АСТБВК позволило вернуть значительные валютные средства в госбюджет и банковскую систему России, укрепив финансовое положение страны в «лихие 90-е годы». В работе участвовали: от Управления валютного контроля ГТК РФ - А.Н. Кутепов, Е.И.Туяков; от ГНИВЦ - Д.М Лукьянов, Н.В. Сагиров, Ю.Д. Буров, В.С. Заварзин, В.М. Светушкин, Н.И. Соловьева, Г.И. Щербаков, Е.В. Селивон; от «НТЦНТ» - О.В. Жуков, Ж.А. Кожака, В.В. Васильев; от  «Коминфор» - А.В. Рубанов, В.О. Рубанов. 

2.7. При создании ЕАИС много внимания уделялось информационным технологиям ЕАИС контроля за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей в Федеральный бюджет в торговом обороте. Правильность начисления таможенных платежей при таможенном оформлении товаров надежно контролировалась дважды - на уровне таможни и на уровне ГУФТД ГТК РФ.

На уровне таможни и поста работали:

- в период с 1991 по 2000 годы расчетные алгоритмы АРМ ТИ, которыми были оснащены все таможни и посты;

- в период с 1997 по 2002 годы и далее расчетные алгоритмы «АИСТ-М» и «АИСТ-РТ21», пришедшими на смену АРМ ТИ.

На уровне ГУФТД ГТК России проводился повторный централизованный контроль правильности начисления платежей по Центральной базе ГТД ГНИВЦ (АИС ЦБД – КТП).

В 1995 году принципиальным условием выпуска товаров стало фактическое поступление денежных средств участников ВЭД на счета таможни. Для их учета и контроля  в отделах платежей  таможен был создан "АРМ – КТП - Т".

Для  уровней РТУ и ГУФТД ГТК РФ были созданы «АРМ – КТП-Р» и «АРМ – КТП-У», агрегирующие и контролирующие по вертикали отчетность таможен по платежам.

С 1995 года, когда принципиальным условием выпуска товаров стало фактическое поступление денежных средств участников ВЭД на счета таможни, был создан и внедрен в отделах платежей таможен «АРМ-КТП-Т», для учета и контроля полноты взимания этих платежей.

Аналогичный продукт создавался для уровней РТУ и ГУФТД ГТК РФ при соответствующей передаче платежной отчетности по вертикали.

Созданный в 1995 - 1996 годах АИС «Льготы» контролировал фактическое исполнение таможенных льгот, сопоставляя имевшуюся в ГУФТД ГТК РФ базу выданных льгот с фактически оформленными товарами по ЦБД ГТД ГНИВЦ.

2.8. В неторговом обороте для контроля правильности начисления и полноты взимания таможенных платежей сотрудником в ГУФТД ГТК РФ С.И. Птушкиным  в 1997 году был «изобретен» новый контрольный документ «Таможенно-приходной ордер» (ТПО). Информационная технология ЕАИС по контролю неторгового оборота посредством ТПО была аналогична контролю в торговом обороте с помощью ГТД. Для нее была создана аналогичная и взаимосвязанная «вертикаль» программных средств: «АРМ-ТПО» для оформления на таможне и «АРМ- Достоверность – ТПО» для форматно-логического контроля электронных копий ТПО, предаваемых в РТУ, «АРМ-ТПО-Р» для сбора и анализа данных о неторговом обороте в РТУ; «АРМ-ТПО-У» для сбора и анализа данных о неторговом обороте в ГУФТД ГТК РФ, а также «АРМ- Статистика-ТПО» для ведения и анализа статистки неторгового оборота.

Эта информационная технология позволила навести порядок в неторговом обороте.

2.9. В 1990-х годах массовый характер приобрел ввоз автомобилей из-за границы. Для таможенного контроля и оформления ввезенного автотранспорта и выдачи ПТС была создана информационная технология ЕАИС «Автоконтроль» с соответствующей «вертикалью» взаимосвязанных программных средств: «Автоконтроль-Т» - для таможен, «Автоконтроль-Р» - для РТУ, «Автоконтроль-К» - для ГНИВЦ и центрального аппарата.

В конце 1990-х и начале 2000-х годов ГНИВЦ был завален запросами из прокуратуры, МВД, СКР и других органов о ПТС на ввезенные автомобили. Информационную технологию ЕАИС «Автоконтроль» успели сделать вовремя.

2.10. Первым массовым инструментом таможенных инспекторов СССР и России стал АРМ таможенного инспектора (АРМ ТИ), созданный в 1990 году А.В. Чопенко, В.А. Верзуновым, О.Н. Хмарой, В.В. Поздняковым из «Контакт-Софт-М» для выполнения всех операций таможенного контроля и оформления в торговом обороте по ГТД, а также ведения НСИ.

АРМ ТИ успешно применялся в таможенных органах с 1990 по 2002 год. Его ценили за надежность и правильность расчетов, способность работать на любой вычислительной технике.

В 1996 - 1997 годах появились мысли сделать единый (двухуровневый) программный комплекс для таможни и подчиненных ей постов с полным циклом таможенного оформления и взимания платежей. За этот комплекс, получивший название «АИСТ-РТ21», взялась «питерская» команда директора «Экси-Софт» В. Репина и председателя правления «Экси-Банк» П.С. Копаневой. Программный комплекс «АИСТ-РТ21» получился весьма сложным и требовал значительных ресурсов вычислительной и телекоммуникационной техники, а также постоянной авторской поддержки при эксплуатации в таможнях. Поэтому «АИСТ-РТ21» удалось успешно внедрить на нескольких крупных таможнях Санкт-Петербурга и Москвы с большими товаропотоками. С приходом в ФТС России управленческой команды А.Ю Бельянинова от «АИСТ-РТ21» отказались.

Более перспективен оказался программный комплекс «АИСТ-М», созданный в 1997 - 1998 годах другой «питерской» командой под руководством В. Малявко («Сильмарилл»). «АИСТ-М» оказался проще в эксплуатации, требовал меньших ресурсов вычислительной техники и меньшей авторской поддержки. В настоящее время «АИСТ-М» внедрен во всех таможнях и модернизируется «ростовской» командой программистов под руководством гендиректора ЗАО «Тамга» В.Е. Болюченко.

        2.11. Еще один характерный пример экстремальной разработки - создание системы "Оперативного мониторинга".  В  начале 2001 года  Председатель ГТК России М.В. Ванин поручил  в течение 10 дней представить ему на рассмотрение опытный образец программного комплекса для оперативного сбора и анализа данных о ходе декларирования импортных товаров.

          Всем было ясно, что за такой короткий срок  никакой серьезный программный комплекс сделать нельзя, однако и здесь нашелся выход.  Мною было предложено быстро адаптировать под "Оперативный мониторинг"  уже  имевшиеся и отлично работающие  программные комплексы "БК-ИНФОРМ" и "БК-ИНФОРМ-Анализ" за счет перелицовки  под  новую задачу соответствующих экранных форм.

    Предложение было одобрено курирующим ГНИВЦ заместителем Председателя ГТК России  В.А. Крутских  и  новым директором ГНИВЦ  С.Л. Гусевым. "БК-ИНФОРМ" и "БК-ИНФОРМ-Анализ" под новую задачу адаптировали  их авторы В.М. Поликанов и  С. Нечипорук-руководители  "Инток- М" .        В итоге все были  удовлетворены, а "Оперативный мониторинг"   начал внедряться  в таможенных органах.

         2.12.  Адаптируясь к бурным экономическим реформам начала 1990-х годов, ГТК России  интенсивно наращивал свою нормативно-правовую базу, издавая в год более 1000 приказов и 1500 распоряжений. Смежные ведомства тоже не отставали.  В итоге перечень нормативных документов, с которым должен был работать таможенник  становился необозримым, а отслеживание взаимосвязи документов – труднодоступным.

В этих условиях резко выросла потребность в оснащении таможен и постов электронно-правовыми  справочниками, ежедневном их обновлении по мере издания   новых документов и модернизации их программного комплекса с обеспечением сервисного обслуживания всех таможенных органов от Камчатки до Калининграда.

Требовалось около 1000-1100 сетевых (многопользовательских) комплектов электронно-правовых  справочников для  Центрального аппарата ГТК России, РТУ, таможен и постов. На ежегодную закупку такого количества дорогостоящих комплектов электронных справочников потребовались бы значительные бюджетные  средства, а также немалые трудозатраты на ежегодное перезаключение и сопровождение  договоров с многочисленными региональными  дилерами.  Чтобы этого избежать,  всем  потенциальным   фирмам-поставщикам  справочников ("Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс" и т.п.) были предложены бартерные (без взаимных платежей) соглашения, суть которых сводилась к  следующему:

- ГТК России ежедневно предоставляет фирме-поставщику электронные копии всех издаваемых им открытых юридически значимых нормативных документов;

-  фирма-поставщик через своих региональных дилеров  и за свой счет обеспечивает  установку  и обновление  электронно-правовых справочников во всех таможенных органах  России.

Рассчитывали на то, что для успеха дела было бы достаточно   заключить соглашение с любой  из фирм-поставщиков, а остальные (из конкурентных соображений)  придут сами. Так и получилось.

В 1996 году первой поняла ситуацию и заключила с ГТК России  бартерное соглашение  фирма "Консультант Плюс" и оказалась в крупном  выигрыше! Видя, что  таможенники  используют "Консультант Плюс" - её массово стали закупать участники ВЭД.  Через год-два   и другие  фирмы   заключили аналогичные  соглашения с ГТК России, поняв, что теряют  рынок. В итоге таможенные органы бесплатно получили доступ  к  лучшим электронно-правовым справочникам, существующим в России.

          2.13. Все управления ГТК России всегда полностью обеспечивались заказанными ими программными комплексами для своей "информационной вертикали" в таможенных органах.  Однако мало кто проявлял интерес и склонность к анализу информации не только "своей вертикали", но и  данных  смежных управлений в интересах лучшего понимания и решения собственных задач. Программные средства для этого были. Комплексный  анализ  таких  данных помог бы улучшить координацию работы Центрального аппарата, выявить неожиданные резервы, факты и тенденции, скрытые криминальные схемы,  предотвратить  экономический   ущерб госбюджету.

           Возможности такого анализа в 2015 году продемонстрировала   "Межведомственная комиссия высокого уровня" утвержденная 13 мая 2015 года   Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым и руководством Госдумы РФ.

 Комиссия оценила размер недобора таможенных платежей в Федеральный бюджет за 2013 год в объеме 2.3 трлн. рублей.

По результатам комиссии  в 2016 году были  сделаны известные кадровые оргвыводы, а ФТС России вместо прямого подчинения Правительству РФ стала подчиняться  Министерству финансов. 

2.14. О перспективах развития информационных технологий ЕАИС ФТС России теперь можно говорить только с учетом факта существования Евразийского экономического союза (ЕЭС), в котором половина коммерчески значимых границ  уже   находится на территории   стран-партнеров.

Только наивные люди могут надеяться контролировать таможенный транзит и сполна собирать таможенные платежи, управлять рисками  и иметь полную и достоверную внешнеторговую статистику без создания на территории стран ЕЭС "Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли" (ИИСВВТ ЕЭС) с единой системой НСИ, единой телекоммуникационной сетью, обеспечивающей обмен защищенными данными в интересах всей внешней и взаимной торговли стран союза,  логистического обслуживания транспортных коридоров, а не только таможенных функций.

  Только при скоординированной работе в рамках ИИСВВТ  таможенные службы стран ЕЭС помогут эффективному развитию и интеграции  промышленности, торговли, транспорта и финансов ЕЭС, масштабно воплотят в жизнь принцип - "таможня для бизнеса".

Именно создание ИИСВВТ и было предусмотрено решением Межгосударственного Совета ЕЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 22 и соответствующим международным Соглашением от 21 сентября 2010 года.

Оперативная и коммерческая информация ИИСВВТ дала бы возможность получить принципиально иные технологии таможенного контроля  и оформления, а  не топтаться с новыми программными средствами на технологиях 1990-х годов.

         Таким образом, как и  30 лет назад, логика экономического развития   ставит нас перед новым вызовом - необходимостью создания ИИСВВТ  ЕЭС.     

         Хватит  ли  " пороху"?

2.15. ГНИВЦ успешно проработал 20 лет, заложив фундамент ЕАИС таможенной службы России и завоевав   международный авторитет.

В память о 20-летней работе ГНИВЦ по моей инициативе и на личные пожертвования бывших членов директората в октябре 2010 года во дворе ГНИВЦ был заложен Сиреневый сад из редких сортов коллекционных сиреней всемирно известных селекционеров Л. Колесникова и Р. Лемуана.

Майским цветением и благоуханием сирени этот уникальный сад будет ежегодно напоминать о далеком мае 1990 года, когда был создан и начал плодотворную деятельность ГНИВЦ таможенной службы России.

 

31 марта 2020 года, Москва.

Оценить