Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральный музей таможенной службы

Шишкина Н.В. БАКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ

Опубликовано: 21 октября 2020 10:30
Последнее изменение: 21 октября 2020 10:37

Шишкина Н.В.

БАКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ

Именным  указом императора Александра I от 25 января 1807 года в г. Баку была учреждена таможня и утвержден ее штат. Бакинская таможня создавалась на следующих основаниях:

  1. Товары, привозимые в Баку из чужих портов Каспийского моря и других

заграничных мест, подлежат взиманию пошлин.

  1. Пошлины взимаются временно по Астраханской таксе 1754 года, а прочие сборы

по особым указам.

  1. Товары, прибывшие в Баку и оплаченные пошлиной в других российских

таможнях, освобождаются от пошлин, если хозяин представляет свидетельство, что груз или партия прибыли из пределов России.

  1. Купцу, отправляющему иностранные товары через Баку в Россию, дозволяется

оплачивать пошлину в том или ином российском порту, например в Астрахани.

  1. В свидетельствах должно быть обозначено качество, количество товаров и

взятые с них пошлины.

  1. Товары, идущие из Баку в Астрахань, впредь до дальнейших распоряжений,

очищаются в Седлистовском карантине.

  1. Оклады по штату Бакинской таможни удовлетворяются из таможенных сборов.

          Полное и подробное исполнение Указа возлагалось на Министра Коммерции графа Н.П. Румянцева с предписанием согласовать с главноуправляющим Грузией генерал-фельдмаршалом графом В.И. Гудовичем организацию таможенной цепи. Вопрос об организации застав по пресечению тайного провоза товаров был отложен до открытия таможни и решался новым главнокомандующим края генералом от кавалерии А.П. Тормасовым. До открытия таможни пошлинные сборы сохранялись у Бакинского коменданта под ведением главнокомандующего.

          Торжественное открытие Бакинской портовой и пограничной таможни состоялось 6 августа 1809 года в предназначенном для таможни Гостином доме персидского чиновника Касим-бека. В штате таможни состояли: директор, цолнер, переводчик, канцелярист, подканцелярист, два копииста, пакгаузный инспектор, гавенмейстер, штемпельмейстер, 20 человек при выгрузке и нагрузке товаров, 3 человека для разъезда по границе, 20 объездчиков и 2 сторожа.

          Связь торговых оборотов по всем границам и портам Российской Империи и издание нового Тарифа для Европейских таможен потребовали соответствующего обустройства таможен по азиатским границам, в связи с чем, 30 мая 1817 года были утверждены Таможенный устав, Таможенное Управление и Тариф по Азиатской торговле. Таможенное управление разделялось на три Таможенных округа: Астраханский, Оренбургский и Грузинский. Бакинская таможня с заставами была подчинена начальнику Астраханского таможенного округа и действовала согласно новому Азиатскому тарифу.

          В течение последующих лет таможня работала, руководствуясь Азиатским тарифом 1817 года, указом по Закавказскому транзиту 1821 года и торговым трактатом с Персией 1828 года. Льготы, предоставленные краю, были ориентированы на развитие торговой жизни в Закавказье, укрепление его внешнеторговых связей, в том числе с европейскими рынками. Однако в них таилась опасность подчинения Кавказского рынка иностранному капиталу.

          После подробного исследования торговли в Закавказье 3 июня 1831 года было утверждено «Положение о Таможенном управлении в Закавказском крае», в соответствии с которым организован особый Закавказский таможенный округ и учреждена Складочная таможня в городе Баку. Бакинской таможне предоставлялось право очищать, кроме отвозных и привозимых по Каспийскому морю товаров, товары,  доставляемые на складку с Персидской и Турецкой границы. В штат таможни входило 20 чинов: управляющий; член таможни, исправляющий должность казначея; письмоводитель, исправляющий должность выкладчика пошлин; переводчик; 3 канцелярских служителя; пакгаузный надзиратель, исправляющий должности: вагстемпельмейстера, экера и корабельного смотрителя; 10 досмотрщиков при нагрузке и выгрузке товаров и 2 сторожа.  В ведении таможни находились Дербентская, Кубинская, Сальянская, Ленкоранская и Джаватская заставы, Апшеронский пост и посты по Каспийскому морю до Джаваты.

          По утвержденному 3 июня 1831 года «Положению об обустройстве торговых и таможенных дел в Закавказском крае» к привозу в Бакинскую таможню и ее заставы допускались, кроме запрещенных к привозу европейских и колониальных товаров, все дозволенные товары, доставляемые из российских портов и все азиатские товары, привозимые из персидских портов и с Восточного берега Каспийского моря. В целях предотвращения контрабанды только Бакинской таможне и Сальянской заставе разрешался пропуск европейских и колониальных товаров, очищенных в Редут-Кульской и Тифлисской таможнях, в Астрахань и в не принадлежащие России места по Каспийскому морю.       

          Новое устройство таможенной части было вызвано необходимостью защитить от чумы как Закавказский край, так и внутренние губернии России со стороны Кавказа, в связи с чем, 4 мая 1847 года было утверждено «Положение об устройстве, действиях и управлении частей: карантинной и таможенной на Кавказе и за Кавказом». Согласно Положению карантинные учреждения в Закавказском крае и на Восточном берегу Черного моря соединялись с учреждениями таможенными и принимали название карантинно-таможенных. Организовывалось три линии карантинов: Закавказская, Сухум-Кальская и Кавказская. Карантинно-таможенные учреждения первых двух линий составили Закавказский и Сухум-Кальский таможенные округа, каждый из которых подразделялся на дистанции. В новой структуре Бакинская таможня вошла в состав Бакинской дистанции Закавказского Карантинно-таможенного округа. По функциям она была отнесена к карантинно-таможенным учреждениям первого разряда и переименована в Карантинно-таможенное правление. Карантинно-таможенное правление по таможенной части действовало на праве таможен, а по карантинной – на праве Карантинных правлений. В штат Бакинского правления входили: управляющий, имевший права и обязанности по таможенной части – управляющего таможней, а по карантинной – инспектора карантина; два члена таможни: один по таможенной, другой по карантинной части; главный медицинский чиновник по карантинной части;  секретарь, он же выкладчик пошлин;  столоначальник; переводчик; пакгаузный надзиратель; корабельный смотритель; 7 писцов, трое из которых по карантинной части и 10 досмотрщиков.

          К 1861 году границы Закавказского таможенного округа с присоединенной к нему Абхазской дистанцией Сухум-Кальского округа охватывали территорию по берегам Каспийского и Черного морей, Турецким и Персидским сухопутным границам. Огромная территория и значительное число расположенных на ней таможенных учреждений затрудняли надзор за действиями карантинно-таможенных учреждений. Усиление мер безопасности по предотвращению чумы в приграничных странах привели к уменьшению риска ее проникновения. В то же время существенно увеличилась внешняя торговля края и изменились главные сухопутные торговые тракты. Данные обстоятельства привели к реорганизации карантинно-таможенной части на Кавказе и в Закавказье.

          31 марта 1861 года наместник Кавказский генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский утвердил в виде опыта сроком по 1 января 1863 года  «Положение об устройстве и управлении карантинно-таможенной части на Кавказе и за Кавказом», заменившее собой действующие положения. По новому Положению из состава Закавказского Карантинно-таможенного округа и Абхазской дистанции Сухум-Кальского округа образовывались три отдельных округа: Кутаисский, Эриванский и Бакинский. Бакинский Карантинно-таможенный округ разделялся на Джебраильскую и Бакинскую дистанции. В Бакинскую дистанцию вошли территории по Каспийскому морю до границы Бакинской губернии и Дагестанской области. Бакинское Карантинно-таможенное правление было переименовано в Бакинскую карантинно-таможенную контору 1 класса с карантином, вошло в состав Бакинского таможенного округа и действовало на основаниях, предписанных Положением 1847 года. В непосредственном подчинении Бакинской карантинно-таможенной конторы находились Астаринская, Ленкоранская, Перевальская, Сальянская, Устькуринская и Низовская карантинно-таможенные заставы, Апшеронский постоянный карантинно-таможенный пост и Бакинский разъездной карантинно-таможенный пост. 

          Вследствие преобразований управления Кавказского и Закавказского  края  9 декабря 1867 года было утверждено «Положение о карантинно-таможенной части на Кавказе и за Кавказом», по которому Бакинский Карантинно-таможенный округ разделен на три дистанции: Бакинскую, Джебраильскую и Нахичеванскую. Границы Бакинской дистанции были определены в пределах от устья реки Терек по берегу Каспийского моря до Астары.  В Бакинскую дистанцию вошли: Бакинская карантинно-таможенная контора 1 класса, Бакинский карантин, Астаринская, Ленкоранская, Кизил-Агачская, Сальянская, Усть-Куринская, Низовская, Дербентская и Петровская карантинно-таможенные заставы, а также постоянный и разъездной карантинно-таможенные посты. Бакинская Карантинно-таможенная контора по таможенной части руководствовалась «Правилами о транзите через Закавказский край Европейских товаров в Персию и Азиатских товаров из Персии в Европу» от 29 января 1965 года, а по карантинной – Уставом о карантинах от 1 марта 1866 года.

          24 марта 1881 года в соответствии с утвержденным мнением Общего собрания  Государственного Совета «О преобразовании карантинно-таможенной части на Кавказе и за Кавказом» карантинно-таможенная часть Закавказья была передана из подчинения Наместника Кавказского в непосредственное ведение Министерства финансов. Карантинно-таможенные учреждения в отношении прав по пропуску товаров, способов охраны от контрабанды, штатов и распределения по таможенным округам оставались на прежних основаниях.

          В связи возрастанием привоза иностранных товаров и вывоза внутренних, с быстрым ростом таможенных поступлений значительно усилилась деятельность таможенных учреждений, усложнились их обязанности. Наряду с этим, с целью привлечения на службу в таможенные учреждения лиц с высшим техническим образованием при занятии ими какой-либо исполнительной должности 19 мая 1897 года Высочайше утверждено мнение Государственного Совета об изменении штатов таможенных учреждений в Европейской России, на Кавказе, в районе Иркутской таможни с присвоением дополнительных окладов за производство экспертизы товаров.  

          8 декабря 1897 года Министр финансов С.Ю. Витте представил в Правительствующий Сенат измененные штаты таможенных учреждений по Европейской России и на Кавказе, в районе Иркутской таможни. По новым штатам Бакинская карантинно-таможенная контора была реорганизована в Бакинскую таможню 1 класса 2 разряда. Штат таможни состоял из управляющего, 3 членов, секретаря и его помощника, бухгалтера, пакгаузного надзирателя и 5 его помощников, переводчика, казначея, корабельного смотрителя и 2 его помощников и выкладчика пошлин.   

          Увеличение товарооборота способствовало тому, что в 1902 году из владений г. Баку под постройку Бакинской таможни  был передан участок земли возле пристани Закавказской железной дороги и разрешено соединение пристаней железнодорожным путем с участком и железной дорогой. На постройку пакгаузов и навесов таможни с поднятием уровня земли было выделено 300 000 рублей.

          По сведениям Министерства финансов за 1909 год Бакинская таможня являлась одним из наиболее деятельных учреждений по привозу товаров на Кавказе. Район ее действия охватывал значительное пространство. Операции таможни были сосредоточены в новых пакгаузах, в складочных помещениях старой таможни и на пристанях. С 1905 по 1909 год ценность вывоза выросла до 20 430 тыс. рублей, ценность привоза – до 23 958 тыс. рублей. В 1909 году таможенный доход составил 1 979 тыс. рублей.

          По предложению Министра финансов В.Н. Коковцева с 11 июля 1911 года было произведено перераспределение границ Южного и Бакинского таможенных округов с переименованием последнего в Кавказский. Бакинская таможня вошла в состав Кавказского таможенного округа, границы которого охватывали побережье Черного моря от Новороссийской таможни к югу, границу с Турцией и Персией и западное побережье Каспийского моря до Астраханской таможни включительно.

          На основании Высочайше утвержденного 28 мая 1912 года Закона «Об учреждении местного таможенного управления и об установлении штатов таможенных инспекторских участковых управлений» таможенные округа были заменены на инспекторские участки. Таможенные учреждения как пограничные, так и  внутренние вошли в состав таможенных участков, состоявших в ведении инспекторов. Согласно новым штатам таможенных учреждений Бакинская таможня 1 класса 3 разряда вошла в состав Кавказского инспекторского таможенного участка, была подведомственна инспектору только в ревизионном отношении и в порядке управления подчинялась непосредственно Департаменту таможенных сборов. Управляющему таможней присваивались права и обязанности инспекторов за исключением прав и обязанностей казенного управления по делам, производящимся в судебных установлениях.

          В 1913-1917 годах таможня осуществляла свою деятельность, руководствуясь основными законоположениями, нормативными актами и циркулярами Министерства финансов и Департамента таможенных сборов.

          Изменения в государственном устройстве повлекли за собой перемены в Таможенном ведомстве. Совет Народных Комиссаров РСФСР 29 (16) мая 1918 года издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местной Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Согласно Декрету таможенные учреждения были переданы в ведение Народного Комиссариата по финансовым делам по Департаменту таможенных сборов. Декретом СНК «О переходе Департамента Неокладных Сборов, Главного Управления Пограничной Охраны и Корчемной Стражи в ведение Народного Комиссариата Торговли и Промышленности» от 29 (16) июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное Управление Таможенного Контроля. Все служащие таможенного ведомства остались при исполнении своих обязанностей и перешли на службу Народного Комиссариата Торговли и Промышленности.  

          С июля 1918 по апрель 1920 года Бакинская таможня функционировала в составе Министерства финансов Азербайджанской Демократической республики. После заключения 30 сентября 1920 года Российско-Азербайджанского Договора о военно-экономическом союзе и Соглашения между Правительством РСФСР и Правительствам АССР по вопросам внешней торговли таможня действовала в соответствии с общими принципами и правилами, установленными Народным Комиссариатом Внешней Торговли РСФСР. Согласно приказу НКВТ РСФСР № 85 от 10 апреля 1922 года Бакинская таможня входила в состав Кавказского Таможенного Округа и подчинялась Главному Таможенному Управлению.

          Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 25 октября 1924 года был введен в действие Таможенный Устав Союза ССР. В соответствии с Уставом учреждалось Закавказское Отделение Главного Таможенного Управления, действующее под прямым и непосредственным руководством Главного Таможенного Управления НКВТ СССР. Бакинская таможня вошла в состав таможенных учреждений ЗСФСР как районная таможня 1 разряда со штатом 66 сотрудников. Таможне был разрешен пропуск всяких товаров, не запрещенных к привозу и вывозу, а также почтовых посылок, пассажиров и пассажирского багажа. По данным статистической отчетности Главного Таможенного Управления за период с 1924 по 1928 год ценность вывоза возросла до 50 517 тыс. рублей, ценность привоза – до 40 071 тыс. рублей. С октября 1926 по сентябрь 1928 года пошлинные сборы составили 15 797 698 рублей.

          Баку являлся важнейшим пунктом транзитной торговли. Через Бакинскую таможню поступали такие товары как рис, апельсины, лимоны, фрукты сухие, овечьи и козьи шкуры, семена, гуммидрагант, хлопок, коконы, джут, шерсть и другие. Предметом вывоза являлись: строительный лес, сахар, мука, продукты пищевой промышленности, соль, нефтепродукты, спички, цемент, силикаты, мануфактура, металлы и изделия из них и другие товары. Так, в 1930 году  сельскохозяйственный и  промышленный экспорт  составил 106.674 тонны грузов на сумму 40 346 тыс. рублей. Обратно импортных товаров поступило в том же году 73.996 тонн на сумму 30 569 тыс. рублей.

          В 1946 году в связи с разделением таможен на классы и преобразованием Наркоматов в Министерства, Бакинская таможня была отнесена к таможням I класса Главного Таможенного Управления Министерства внешней торговли. Деление таможен на классы было отменено приказом по Министерству внешней торговли           № 2 от 3 января 1957 года. 

          В 1986 году Главное Таможенное Управление Министерства внешней торговли было преобразовано в Главное управление  государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. С этого момента началось структурное переустройство системы управления таможенным делом. Наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу, когда таможни, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские.

          27 января 1989 года приказом Главного Управления Таможенного Контроля № 17 на основе Бакинской таможни была создана таможня Азербайджанской республики.

         

Оценить