Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральный музей таможенной службы

Воронин С.И. О небесном покровителе российской таможни

Опубликовано: 21 октября 2020 10:06
Последнее изменение: 21 октября 2020 10:08

О небесном покровителе российской таможни

Сохранившиеся древнерусские исторические источники и документы свидетельствуют, что на протяжении  более чем тысячелетней истории российского государства у  таможенной службы не  было единого небесного покровителя.

Известно, что в Древней Руси покровителем торговли и мореплавания был св. Николай Чудотворец, которому с X века было посвящено большое количество храмов. Покровительницей рыночной и ярмарочной торговли издревле считалась св. Параскева Пятница. Церкви, посвященные  св. Параскеве Пятнице,  строились с ХII века. Непосредственно покровителем сборщиков мытных и таможенных пошлин можно считать св. Матфея, апостола и евангелиста, бывшего мытаря (в настоящее время является покровителем Федеральной налоговой службы).

Со времени принятия христианства на Руси контроль за сбором десятины, за измерительными инструментами, эталонными весами был передан Киевским митрополитам и епископам Русской Православной церкви. Одной из первых мытных пошлин была торговая десятина, которую установил св. Владимир Великий в пользу Успенской Десятинной церкви в Киеве. В XI веке в Новгороде десятину взимал Новгородский архиепископ в пользу собора св. Софии. В последствии сбор пошлин осуществлялся под покровительством тех епископов и настоятелей отдельных церквей, престолы которых были посвящены различным святым.

По данным древнерусских летописей, подвалы и подклеты многочисленных каменных церквей в XIII-XV веках  использовались для хранения купеческих товаров. Один из древних Новгородских храмов – церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках (1127 год) – являлся пристанищем для новгородских мытников (сборщиков пошлин) и купцов-«вощаников», осуществлявших заморскую торговлю воском. Здесь же находилась палата мер и весов. При церкви было образовано специальное (Иваньское) братство, прообраз купеческих корпораций, которое имело определенную монополию на торговлю воском, пряностями, ладаном, солью.

 В Смоленске в кафедральном храме св. Богородицы также складировались привозные иностранные товары, собиралась «гостиная дань», «мыто», «корчемное».

В Торжке в Спасо-Преображенском соборе специальными тиунами также осуществлялся сбор пошлин. Во Пскове контроль за сбором пошлин осуществляло «троицкое поповство» - собор псковского духовенства при Троицком храме. Кроме того, в Новгороде и  Пскове существовали многочисленные «кончанские церкви», в которых также хранились товары. Эти церкви имели  различные посвящения престолу и своих святых покровителей.

Сакрально-охранительные функции, как правило, связывались со святыми или праздниками, характерными для определенной местности. Кроме того, действовали иноземные церкви, возведенные на территориях немецких, датских дворов, имевших также своих святых покровителей (церковь св. Олафа, церковь св. Петра, церковь св. Николая в Новгороде, храмы в Смоленске, Полоцке, Витебске).

Данные сфрагистики позволяют утверждать, что на таможенных пломбах Древней Руси,  на больших и малых актовых печатях, в том числе и  скреплявших торговые договоры, имеется большое разнообразие употреблявшихся иконографий святых. Основными церковными персонажами, представленными на таможенных пломбах, являются Пресвятая Богородица, св. архангелы Михаил и Гавриил, св. Иоанн Предтеча, св. Николай, св. Феодор Стратилат, св. Дмитрий Солунский, св. Георгий Победоносец, св. Мина, св. Василий, св. Ирина, св. Пантелеимон, св. Царь Давид, св. Андрей и другие святые. Печати должностных лиц, ответственных за сборы таможенных пошлин: посадников, тысяцких, княжеских тиунов, старост, отличаются большим многообразием иконографий святых, соименных владельцам, но все они не позволяют сделать однозначный вывод о наличии в Древней Руси какого-либо единственного покровителя мытной или таможенной службы.

В 1257 году, 750 лет назад, Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский (1257-1263 годы) заложил основы  таможенной службы в связи с введением на Руси ханом Берке  новой таможенной пошлины – «тамги». В связи с этим св. Благоверный князь Александр Невский имеет не меньше причин быть признанным покровителем российской таможенной службы.

Необходимо отметить, что мытники (мытари) в древней Иудее пользовались однозначно негативным отношением со стороны всего общества. Они были изгоями общества, не допускались в храм и синагоги, с ними нельзя было есть, пить и общаться. Проповедь св. Иоанна Предтечи содержала нравственный аспект исправления и очищения от грехов, а не благословения сбора пошлин.

 

 

Оценить